Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
КИТАЙ

<<НазадОглавлениеДалее>>

Китай



Гробница Цинь Шихуана
Гробница Цинь Шихуана
Увеличить

 

Император Сюань Ди
Император Сюань Ди

 

Тай Цзун, второй император династии Тан (VII в.). Стилизованный портрет на шелке неизвестного художника династии Цин (XVII—XX вв.).
Тай Цзун, второй император
династии Тан (VII в.).
Стилизованный портрет на
шелке неизвестного художника
династии Цин (XVII—XX вв.).

 

 

 

Гугун
Гугун
Увеличить

 
Под взглядом императора

По преданию, первого китайского историка звали Цанцзе. Он служил при дворе легендарного императора Хуанди (3 тыс. лет до н. э.). Считают, что именно он создал иероглифическое письмо, позволившее ему записывать исторические факты. Даже окончание его имени пиктографически изображается в виде руки и бамбуковой таблички.

Основатель историографии представляется фигурой могущественной и загадочной. Астролог и прорицатель, он следил за исполнением пророчеств, контролировал дела императора и министров, руководил церемонией инвеституры (посвящения в должность) и был главным жрецом культов неба, земли и предков.

Во время каждой происходящей во дворце официальной аудиенции два летописца, стоявшие справа и слева от императора, независимо друг от друга фиксировали его слова и поступки. Из этих записей родились два великих исторических труда: трактат “Шансу” (“Речи древних государей ”) и хроника “Чуньцю” (“Весны и осени”).

История неразрывно связана с философией. Отцу даосизма Лаоцзы (6—5 вв. до н. э.), как историографу, было поручено хранение архивов династии Западная Чжоу. Философ и мыслитель Конфуций (551—479 гг. до н. э.) традиционно считается составителем анналов времен правления Лу. Комментарий “Цзочжуань”, составленный к этим анналам слепым историком Цзоцю. Минем, признан классическим.

Однако отцом китайской истории принято считать Сыма Цяня (145—86 гг. до н. э.), Главного придворного историографа знаменитого императора Уди (141—87 гг. до н. э.). Его труд “Шицзи” (“Исторические записки”), наполовину состоящий из биографий, обновляет традиционное восприятие истории, выдвигает на первый план человеческую личность и ее деятельность. Такой подход стал моделью для историков всех последующих династий [1]. Еще один знаменитый исторический трактат “Ханьшу” (“История Ханей”) написан Бань Гу (32—92 гг. н. э.) и его родственниками.“Шитун” (“Общие положения истории”) — труд придворного историка императрицы У Цзэтянь Лю Чжицзи (661—721) — первое произведение такого рода, в котором появилась историческая критика. Автор считает, что историку необходимы три качества: литературный талант, знание предмета и критический склад ума; он различает шесть школ и классифицирует все исторические труды по двум основным жанрам: хроники и биографии.

Работа Сыма Гуана (1019—1086) “Цзычжэ Тонцзян” (“Всеобщее зеркало в помощь правителю”) — еще один пример составного исторического сочинения. Эта гигантская хроника насчитывает 295 глав и охватывает период более 1300 лет вплоть до Х в. По сути дела, это коллективный труд. Три основных помощника Сыма Гуана, сами знаменитые историки, в официальных частных библиотеках собрали максимально возможное количество документов, сгруппировали их по темам и изложили в хронологическом порядке. Сам же Сыма Гуан занимался окончательным отбором материала, стремясь зафиксировать наиболее полезные для императора сведения.

Во времена правления Северных и Южных династий (222—598), в период политических смут, роль Главного придворного историографа ограничивалась изучением астрологии и составлением календарей. События же повседневной жизни императора записывали секретари-историки.

 

Департамент историографии

Однако в VII в. первые правители династии Тан стали придавать особое значение истории, видя в ней образовательный элемент. Император Тай Чжун (626—649) учредил Департамент историографии, главной задачей которого стало собирание исторических трудов. Эту работу поручили специально назначенным чиновникам, а не потомственным историографам, как раньше. Деятельность Департамента обычно контролировал сам император, а главными редакторами были министры.

Легендарная встреча Конфуция и Лаоцзы
Легендарная встреча Конфуция и Лаоцзы
(китайский рисунок XIX в.).

Такая бюрократизация в дальнейшем привела к серьезным последствиям. Историки оказались лишенными собственного взгляда в вопросах, связанных с политикой и общественным мнением. Человек, руководивший этой колоссальной коллективной работой, должен был быть одновременно ученым и прекрасным администратором, иными словами, обладать качествами, редко сочетающимися в одном лице. В результате утвердившегося разделения труда историографы рисковали потонуть в океане документов, кроме того, их набирали из числа просто грамотных людей, не заботясь о том, имеют ли они склонность к исторической науке (все это придавало статус официальности традиционному смешению истории и литературы).

Наряду с посредственной продукцией императорского Департамента параллельно создавались произведения, посвященные истории династии. Когда к управлению пришла династия Юань (1277—1367), интерес историков был направлен в другое русло. Так появляются историографические труды нового типа, такие, как “Тундянь”, написанная Ду Ю, первая общая история государственных учреждений; “Тунчжи” (“Общие монографии”), принадлежащие перу Чжэн Цяо (1104—1162) и “Вэнсянь тонкао” (“Общие критические замечания о документах”) Ма Дуаньлиня (1254?—?). Поистине, это настоящие энциклопедии; каждая из них состоит из разделов, посвященных той или иной теме: экономике, политике, образованию, религии, обычаям и даже филологии.

В период перехода власти от династии Мин к Цин (1644—1911) Хуан Цзунси (1609— 1695) в своей работе “Минжу сюэань” (“Трактаты о доктринах конфуцианской школы”) делает первый глубокий анализ истории теорий и биографий мыслителей. В “Души фанюй цзияо” Гу Цзуюй (1624—1680) исследует взаимосвязи истории и географии.

Во времена правления манчжурской династии Цин (1644—1911) в произведении “Вэньши туни” (“Общее значение литературы и истории”) Чжан Сюэуэн (1738—1801) применяет исторический подход ко всем областям знания и проводит разграничение между концептуальными и чисто информативными работами.

Манчжурские императоры, особенно Канси (1662—1722) и Цяньлун (1736—1795), придавали огромное значение обработке и редактированию исторических документов. Департамент историографии переписал историю недавно свергнутой династии Мин (за 81 год было создано 336 томов), а другие департаменты составили историю царствующей династии, национальную историю и хронику повседневной жизни императора.

В те времена действительно велся ежедневный дневник жизни императора — настоящее сокровище для современных историков. Как только он выходил из своих личных покоев, чтобы дать первую утреннюю аудиенцию, сразу начиналась подробная запись всего, что он делал, во что был одет и чем питался. Эти наблюдения, дополненные административными архивами, позволили создать во время правления следующего императора сборник “Шилу” (“Подлинные документы”).

Появились и другие крупные компилятивные труды, состоящие из старинных и более современных текстов, такие, как “Гуцзинь тушу цзичэн” и “Сыку цюаньшу”, воспроизводящие более 3 тыс. документов.

По приказу императора была проделана еще одна огромная работа. По всему Китаю на основе местных монографий создавались сводные труды по географии, этнографии и археологии.

Роль официального историографа достигла апогея в период правления Цяньлуна. С упадком манчжурской династии большинство историографических традиций было постепенно утрачено. “Циншигао” (“Опыт официальной истории династии Цин”) можно считать лебединой песней классической китайской историографии.

 

[1] Сыма Цянь (145—86 гг. до н. э.) — родоначальник китайской исторической науки. Он унаследовал от отца должность Главного придворного историографа императора Уди из династии Западная Хань (206 г. до н. э.—9 г. н. э.). Его главное произведение — “Шицзи” (“Исторические записки”), над которым он работал около двадцати лет, состоит из 130 глав, насчитывает 528 тыс. иероглифов и охватывает 24 века истории, со времени царствования Первого императора до начала 1 в. до н. э.

Этот труд состоит из пяти разделов: анналы династии (Бэньцзи), анналы знатных семейств (Шицзя), генеалогические таблицы (Бяо), трактаты (Шу) о церемониях, календаре, по астрономии, экономике, географии, об ирригационно-мелиоративных работах, а также биографии (Лечжуань) многочисленных исторических личностей: политиков, ученых, полководцев, писателей, чиновников, странствующих воинов, врачей, астрологов, купцов.

Этими биографиями (70 глав) Сыма Цянь выводит историографии на новый уровень: к общей истории, делавшей основной упор на преемственность сынов Неба (императоров), и к изложению фактов он добавляет жизнеописания отдельных личностей, отражающие социальные и профессиональные реалии.

В те времена, когда Главный придворный историограф был еще и астрологом и занимался составлением календаря, Сыма Цянь привнес в свои должностные обязанности функции современного историка. По примеру Конфуция, составителя хроники “Весны и осени", он строил свою работу на тщательном исследовании и критическом отборе документов.

Чтобы быть достойным своего предназначения, он с десятилетнего возраста изучал классические тексты. Двадцатилетним юношей он покинул свой рабочий кабинет и отправился в долгое путешествие по провинциям Китая, чтобы познакомиться с замечательными людьми, увидеть воочию знаменитые памятники старины, поговорить с великими учеными.

Так он закладывал основы своей монументальной книги. Блестящая по стилю, замечательная по мысли, “Шицзи” стала моделью истории династии.

В дальнейшем все китайские историки старались следовать примеру Сыма Цяня, который считал, что “нужно анализировать глубинные связи между универсальным и человеческим, улавливать суть исторических преобразований, чтобы выработать собственную доктрину”.

Источник: неизвестен :(

  

<<НазадОглавлениеДалее>>

Китай

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи

Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга
Отправить письмо



Рейтинг@Mail.ru
~