Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
КИТАЙ

<<НазадОглавлениеДалее>>

Китай

 
Ритуал передачи знаний в древнекитайской медицине

В одном из трактатов Гиппократовского корпуса читаем: "Священные действия показываются только людям посвященным, профанам же — не прежде, чем они будут введены в таинство науки" (1, с.94). Джонс X. (автор английского перевода Гиппократовского корпуса) замечает по этому поводу, что если принять во внимание некоторые места из других трактатов Гиппократовского корпуса, то кажется очень вероятным, что, по крайней мере, некоторые врачи объединялись в тайные общества с ритуалом и литургией (2, с.258).

В те времена передача знаний, добытых в той или иной области человеческой деятельности, нередко осуществлялась в форме ритуала. И, видимо, неслучайный характер носит тот факт, что Платон неоднократно связывал овладение "тайнами мира и диалектики с ритуальным обрядом" (3, с.587).

Мы не можем указать насколько широко была распространена в древнекитайской медицине передача знаний, сопровождаемая ритуальными действиями. Однако некоторые случаи этого мы все же можем привести. Например, в таком считающемся одним из древнейших памятников медицины древнего Китая как "Хуан-ди нэй цзин су вэнь" (Формирование основного ядра памятника восходит, вероятно, к III в. до н.э.) в главе 20, где действующими лицами являются Хуан-ди и Ци Бо, встречается следующее выражение “sha-xue”, что означает клятвенный договор, скрепляемый помазанием кровью углов рта, согласно которому один из участников передает знания, а второй участник обряда инициации обязуется не разглашать полученные знания непосвященным (4, с.129).

Более детальное описание этого ритуала встречается в одной из глав "Лин шу цзин" — второй части "Хуан-ди нэй цзин", на основании диалога между Хуан-ди и Лэй Гуном, запечатленном в этой главе, мы можем сделать вывод о том, что в данный ритуал входили: ритуальный пост, молитва, помазание губ кровью, взятой из надреза на плече, и, в том случае, если совершалась передача книг (книги), как в данном случае, — специальная регламентация этого действия: передающий книгу (Хуан-ди в этом примере) левой рукой дотрагивался до посвящаемого (Лэй Гуна), а правой передавал ему книгу (книги). (5. с.95).

Отметим, что в одном из указанных нами случаев, Хуан-ди выступает в роли посвящаемого и получает знание от Ци Бо (Напомним, что в суйское время существовало произведение "Ци Бо цзин" в 10 цзюанях, а при династии Тан имелось сочинение "Ци Бо цзю цзин" в 1 цзюани. К сожалению, и то, и другое сочинения были утеряны (6).), а в другом — он сам посвящает Лэй Гуна. Это обстоятельство, по всей видимости, отражает соперничество различных медицинских школ древнего Китая, считавших того или иного мифического или исторического деятеля древности за основателя той или иной школы. (Здесь уместно вспомнить слова Л. Д. Позднеевой, которая, говоря о борьбе различных идейных течений древнего Китая, замечала: "...каждая школа выдвигает и отстаивает своих героев, в различных школах положительные и отрицательные герои меняются местами... Знамени конфуцианцев — Яо, Шуню, Вэнь-вану, Конфуцию — противопоставляются Хуан-ди и Лао-цзы у даосов, Юй и Мо-цзы — у моистов" (7, с.40).) Традиция тайной передачи книг (чаще всего из поколения в поколение одной семьи или рода) (В "Ле-цзы" конфуцианец из княжества Лу, призванный для лечения больного, говорит "Мое искусство передается из поколения в поколение тайно, чужие в него не посвящаются" (8, с.73).) дошла и до наших дней. (Так, недавно один из тибетских докторов передал в дар медицинские сочинения, передававшиеся из поколения в поколение в их семье, написанные девять веков назад и считавшиеся давно утерянными (9, с.547).) И, видимо, в ряде случаев она так же, как и в далекой древности, сопровождается специальным ритуалом.

Р. Н. Демин

 

Источники:
1. Гиппократ. Избранные книги. М., 1936.
2. Jones W. H. Hippocrates with an English translation. London, 1923, vol. 2.
3. Платон. Сочинения. М., 1968. Т.1.
4. Хуан-ди нэй цзин сувэнь. Пекин, 1963.
5. Лин шу цзин. Пекин, 1963.
6. Чэнь Бан-сян. Чжунго исюэши. Шанхай, 1937.
7. Позднеева Л. Д. К проблеме источниковедческого анализа древнекитайских философских трактатов. ВДИ. 1958, N 3.
8. Позднеева Л. Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967.
9. Tibetian doctor donates medical classies. Chinese Medical Journal, 1982, vol.95, N 7.

   
<<НазадОглавлениеДалее>>

Китай

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи

Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга
Отправить письмо



Рейтинг@Mail.ru
~