Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
КИТАЙ

<<НазадОглавлениеДалее>>

Китай

 
О сне в представлениях китайцев

Все, о чем будет сказано ниже, является плодом предварительных наблюдений над китайской сюжетной прозой сяошо, включая сюда и новеллы чуаньци и сборники бицзи преимущественно VII—XII вв. Поэтому эти наблюдения справедливы лишь для книжников, создававших и читавших сяошо, то есть входят в менталитет образованной части старого китайского общества. В какой мере широкие слои населения, часто не знающие грамоты, были знакомы с этими представлениями, судить трудно.

Согласно зафиксированным в указанном материале представлениям, сон выступает в первую очередь важнейшим способом связи мира людей и потустороннего мира: обиталища душ умерших, загробной сферы и сферы святых, духов. Встречающиеся здесь сны по большей части можно отнести к одной из ниже перечисленных групп.

1) Вещий сон. Как правило, краткосрочен. Может представлять собой просто некое необычайное видение. Так, широко известен вещий сон великого поэта Ли Бо (701-762), которому приснилось, что на его писчей кисти выросли цветы. Такой сон может представлять собой явление некоего необычайного человека, который говорит непонятные фразы. Пробудившись, видевший сон вспоминает сказанное и пытается понять смысл. Будучи правильно истолкован, такой сон может служить руководством к действию. В сочинении сунского Вэй Синь-цзы подобным примерам отданы три цзюани (4, с.83-132).

2) Близко к этому стоит сон, в котором человеку является кто-либо из нежити. В сяошо чаще прочих это гуй — душа умершего. Будучи обеспокоена судьбой своего захоронения или делами потомков (ср.: 2, с.329), она может обратиться во сне к человеку с просьбами (о перезахоронении и т.п.), угрозами, благодарностью и т.д. Сон — один из важных способов общения с душами умерших. Часто в таком сне человеку является святой или дух. Например, к женщине в ночь перед родами во сне может явиться дух и передать ей какой-нибудь предмет, скажем, большую жемчужину: это предрекает рождение ребенка с необычайной судьбой. Так было с матерью Сун Сяна (996-1066, см.: 3, с.32).

3) Жизнь-сон. Часто привлекал внимание исследователей как литературный прием, во сне такого рода за краткий промежуток времени в этом мире (до нескольких дней) в мире ином проходит целая жизнь — нередко от рождения и до смерти. Классический пример — "Записки из изголовья". В такой сон человек оказывается ввергнут, как правило, по воле даосского или буддийского наставника, который позволяет во вне исполниться всем мечтам человека (чаще всего связанным с положением в обществе, карьерой), а потом показывает ему пустоту подобных устремлений. Проснувшись, человек осознает мелочность и суетность своих честолюбивых желаний и, отбросив всю прошлую жизнь, обращается на путь самосовершенствования: "Я понял: богатство и знатность, бедность и нищета — все это от судьбы, и этим наделяет нас от рождения Небо. А вот жизненная сила души вложена в бренное тело, и я буду, внимая Небесам, воспитывать свой дух" (5, с.23).

4) Сон с посещением горнего мира. По свидетельству Ле-цзы такой сон был еще легендарному императору Хуан-ди, который видел страну всеобщего благоденствия Хуасюй, где люди живут в мире и достатке, и нет над ними правителей. В сяошо человек оказывается ввергнутым в такой сон часто из-за того, что некий святой, небожитель (небожительница) с той или иной надобностью вызывает к себе, в свои чертоги его душу — например, для ученой беседы или сочинения стихов: "Я призвала вас с намереньем побеседовать немного о мирских делах — и только!" (5, с.65). Бывает, что когда душу земного мужчины вызывает небожительница (часто легендарная красавица древности — Си Ши, Ян Гуйфэй), подобный сон превращается в любовное свидание.

5) Сон с посещением загробного мира. Появляется несколько позже, под влиянием распространившегося в Китае буддийского учения, привнесшего с собой устойчивые представления об аде, которых добуддийский Китай практически не знал. Человек попадает в загробную сферу по вызову потустороннего начальства, которое хочет получить от него определенные сведения для ведения дела о прижизненных деяниях какого-то другого лица, с которым он ранее был знаком. После дачи своеобразных свидетельских показаний человека отпускают, и он воскресает в мире людей. Человек может попасть в ад по ошибке: в результате малограмотности или невнимательности адских чиновников, не так написавших или не так прочитавших в списках имя. Тогда его тоже отправляют обратно — за ненадобностью. Главной особенность такого рода посещений бывает краткая экскурсия по некоторым адским отделениям, где человек как бы в виде компенсации за беспокойство воочию убеждается, какие бывают наказания после смерти и за что они выносятся. Из рассказов о таких сновидениях весьма полезных для изучения простонародного (низового) буддизма, и исходят, главным образом, сведения об аде (ср.: 1 с.161-177).

Суммируя сказанное, отметим ряд особенностей. Если 1) и 2) типы сна представляют собой краткое видение, то 3), 4) и 5) являются результатом отделения души человека на сравнительно долгий срок и ее самостоятельных путешествий в запредельном мире. Отделение души происходит во всех этих случаях, очевидно, насильственным способом — с помощью специально посланных чиновников. То же наблюдается на пороге смерти: человек видит адских служителей (обычно их двое), пришедших забрать, согласно указу, его душу. Пока душа пребывает в потустороннем мире, ее физическая земная оболочка находится в мире людей: "Шуи не осознавал ничего вокруг, его всего с ног до головы трясло как в лихорадке, и дыхание было слабое: как волосок тонкий. В таком состоянии он пролежал три дня..." (5, с.136). По возвращении души человек воскресает.

В потустороннем мире душа живет вполне материальной жизнью — в частности, поддерживает вполне полноценные отношения с представителями противоположного пола, от которых там, в ином мире родятся дети. Но эта материальность иного порядка. Система координат того и этого миров в китайской традиции различная (и в этом китайцы, конечно, не оригинальны) — как в отношении времени, которое в мире ином течет несоизмеримо быстрее, так и в отношении материальности: бестелесная в этом мире душа вполне телесна в мире ином; именно она и только она способна пересечь границу миров и оказаться в том мире.

И. А. Алимов

www.pvcentre.agava.ru/alimov

Источники:
1. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвного большинства. М., 1990.
2. Вундт В. Миф и религия. СПб., б/г (1912?).
3. Ван Дэ-чэнь. Чжу ши. Шанхай, 1986.
4. Вэй Синь-цзы. Синьбянь фэньмэнь гуцзинь лэйши. Пекин, 987.
5. Лю Фу. Цин со гао и. Шанхай, 1983.
 

   
<<НазадОглавлениеДалее>>

Китай

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи

Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга
Отправить письмо



Рейтинг@Mail.ru
~