Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
КИТАЙ

<<НазадОглавлениеДалее>>

Китай

 
ЖУН ЧЭН - автор древнего трактата по сексологии

Среди имен учителей, приписываемых традицией знаменитому древнекитайскому философу Лао-цзы, — Шан Жун (Другой вариант чтения — Шан Юн.) Чан Цун и некоторых других, — встречается имя Жун Чэна (Лао-цзы приписывают несколько наставников. Так, в “Хуайнань-цзы” утверждается, что Лао-цзы учился у Шан Жуна, жившего при иньской династии в XVI—XII вв. до н. э. (8, стр.1641). Комментатор Гао Ю (II—III вв.) также называет его учителем Лао-цзы (8, с.149). В примечании к одному сочинению "астрономического" раздела "Хань шу и вэнь чжи" танский комментатор говорит, что автор этого сочинения Чан Цун — наставник Лао-цзы (II, т.6, с.1765).) Это имя мы встречаем в "Хань шу и вэнь чжи", в разделе, где перечисляются фанчжуны, произведения, с современной точки зрения относящиеся к сексологической литературе, и где Жун Чэну приписывается сочинение "Жун Чэн инь дао" цзюанях (1, т.6, с.1778). К сожалению, трактат не дошел до нашего времени. О его содержании можно судить на основании косвенных свидетельств. Так, например, Бань Гу в своем произведении о ханьском императоре У-ди, говоря об интимной жизни государя, замечает: "...государь рьяно следовал учению старца Жун-чэна, глубоко веря в даосские книги о мужском и женском началах" (2, с.52).

Тот же автор в другом месте, также касающемся взаимоотношений полов, замечает: "В целом учение Божественной девы не отличалось от предписаний наставника Жун-чэна" (2, с.63).

Один из крупнейших синологов нашего времени — Джозеф Нидэм называет Жун Чэна известным специалистом по сексуальным вопросам в древности (3, р.390). Он отмечает любопытную связь между сексологией и календарной наукой (ibid), основываясь на ряде свидетельств о том, что Жун Чэн является изобретателем календаря. ( См. "Хуайнань-цзы", гл.19: "Жун Чэн создал календарь" (8, с.338).) Согласно некоторым свидетельствам, Жун Чэн был наставником Хуан-ди, знаменитого Желтого Императора.

В связи с тем, что поздние даосы считали Жун Чэна бессмертным (4, т.2, с.842), уместно указать на существующую, согласно некоторым источникам, связь между календарем и бессмертием. Так, Ин Шао говорит, что "Хуан-ди создал календарь и обрел бессмертие (1, т.4, с.97б).Мэн Кан поясняет в своем комментарии к "Ханьшу" обретение бессмертия тем, что "конец и начало не имеют предела" (там же). (На память при этом приходит известный фрагмент раннего греческого философа Алкмеона: "Люди погибают потому, что не могут соединить начало с концом" (9, с.272).) Добавим, что среди сочинений школы инь-ян, возникшей, как отмечается на основе астрономических наблюдений (5, с.218) и тесно связанной с календарной проблематикой, упоминается сочинение, объемом в 14 пяней, приписываемое Жун Чэну (1, с.1733), а в одной из глав "Баопу-цзы" — сочинение "Жун Чэн цзин" (6, с.96).

Некоторые упоминания о Жун Чэне в "Чжуан-цзы", (7, т.2, с.265) ("Без дня нет года, без внутреннего нет и внешнего" (перевод Л. Д. Позднеевой (10, с.271). Ср. перевод В. Waston’a: "Be done with days and there will be no more years! No inside, no outside" (11, р.283).), если принять во внимание один из комментариев, дают некоторые основания назвать его одним из древнейших солипсистов в мире. Разумеется, это утверждение нужно понимать cum grano salis.

Существует также свидетельство, что Жун Чэн свел воедино шесть областей знаний, созданные различными деятелями: предсказания по солнцу, луне, звездам, музыкальные тона, циклические знаки, числа, и создал календарь (4, т.4, с.3301).

Необходимо отметить, что работа по сведению воедино сохранившихся фрагментов Жун Чэна и свидетельств о нем еще предстоит.

Современная культурная ситуация характеризуется углубленным развитием как в художественной, так и в научной форме, идей русского и восточного космизма. (См., например, Ю. Линник "Гороскоп из Ориона" (12).) На наш взгляд, богатый фактический материал по истории возникновения и развития того круга идей, который можно обозначить как восточный космизм, а также по истории сексологических теорий древности еще не только не освоен, но даже далеко не полностью собран. Поэтому одной из необходимых задач является сбор и анализ этого материала, несомненно таящего в себе значительную эвристическую ценность.

Р. Н. Демин

Источники:
1. Бань Гу. Хань шу (Ханьская история). Пекин, 1962.
2. Пурпурная яшма. М., 1980.
3. Needham I. “Science and Civilisation in China”, vol.3, Cambridge, 1959.
4. Цы юань. Пекин, 1983.
5. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
6. Гэ Хун. Баопу-цзы.— Чжу цзы цзи чэн. Шанхай, 1954. т.8.
7. Чжуан-цзы ши и, Сяньнин, 1986.
8. Хуаинань-цзы. - Чжу цзы цзи чэн. Пекин, 1956, Т.7.
9. Фрагменты ранних греческих философов.
10 Позднеева Л. Д. Пер. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967.
11. Watson B. (tr.) The Complete Works of Chuang Tzu. N. Y., 1968.
12. Линник Ю. Гороскоп из Ориона. Петрозаводск, 1990.

   
<<НазадОглавлениеДалее>>

Китай

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи

Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга
Отправить письмо



Рейтинг@Mail.ru
~