Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
КИТАЙ

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 10 из NN


Государство Шан (Инь)
Рабство

В период Шан (Инь) рабы не имели своего наименования, но существовало несколько иероглифов для обозначения рабов, что особенно характерно для раннего периода рабовладельческого общества. К примеру, иероглиф “ну”, обозначающий понятие “раб”, изображал человека, стоящего на коленях со связанными сзади руками. Возможно, это был пленный. Рабов из военнопленных обозначили иероглифы “си” и “фу”. Первый знак изображал склоненного и со связанными руками человека с веревкой на шее. Иероглиф “фу” по начертанию похож на первый — изображает человека, которого схватили рукой.

Китайские ученые предполагают, что “це”, “тун”, “цзай”, “чэнь” и “пу” обозначали домашних рабов. Знак “цзай” состоит из графических элементов — крыши (ворот) и клеймения. Возможно, он обозначал рабов, исполняющих работы внутри дома. Иероглиф “це” состоит из неполного знака “синь” (клеймение) и иероглифа, который означал женщину, то есть выражал понятие “женщина с клеймом”, “рабыня”. В более позднее время этот знак стал носить другое значение — наложница. Иероглиф “пу” изображал человека с клеймом на лбу. Иероглиф “чэнь”, возможно, означал смирившихся военнопленных, которых хотя и превращали в рабов, но за их покорность выделяли среди остальных, поручали им служебные задания, например, наблюдение за другими рабами. Отсюда и более позднее значение знака “чэнь” — слуга, клерк, чиновник.

Рабство поддерживали постоянные войны иньцев с соседними племенами и захват пленных, а также ряды рабов пополнялись за счет осужденных. Последнее утверждение, однако, носит только предположительный характер. Помимо этого, знать и цари получали рабов от подчиненных племен, рабов присылали в качестве дани и наряду с другими предметами. О поступлении этих рабов в иньскую столицу сообщают и гадательные надписи на костях.

Использовались рабы по преимуществу в скотоводстве и частично в земледелии. В надписях иньского периода говорится об обработке полей пленными из племени цян. В других надписях находим прямые указания на то, что в скотоводстве использовался труд рабов из захваченных пленных. Рабы служили ездовыми на охоте, чаще всего они были из зависимых племен. Рабов, как считают некоторые ученые, использовали и для обслуживания церемоний жертвоприношения (уход за жертвенным скотом и его заклание).

Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0
      

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 10 из NN

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи

Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга
Отправить письмо



Рейтинг@Mail.ru
~