Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
ЯПОНИЯ

<<НазадОглавлениеДалее>>

Япония

 
Гармония Хаоса

Вы можете себе представить, что покрытый придорожной пылью валун может стоить больше 20 тысяч долларов? Абсурд?! Совсем нет. Ежегодно на аукционах, проводящихся в Японии, десятки таких природных “скульптур” продаются за астрономические суммы, иногда намного превосходящие названную…

Некоторые искусствоведы считают, что абстракционизм зародился много веков назад в Стране Восходящего Солнца. Ведь, на взгляд европейца, несколько крупных камней, уложенных в живописном беспорядке на белом песке, немногим отличаются по смыслу от разбросанных на полотне Кандинского цветных пятен. Но разница бесконечна. Потому что, абстракционизм, пусть даже забавляя зрителя, искажает и без того достаточно искаженную реальность, а японское ландшафтное искусство облагораживает ее, взяв в соавторы Природу. Однако отчасти искусствоведы правы. Именно старинные японские мастера ландшафта впервые ввели в практику понятие “гармония хаоса”. Они почувствовали и выразили красоту нелогичных линий в художественном объекте, в пейзаже. И сотворили из этого “хаоса” Японский Сад – восьмое чудо света, и даже тысяча восьмое, потому что в Японии таких садов тысячи, и каждый неповторимо чудесен.

Известно, что истоки японского сада лежат в синтоизме – древней религии японцев. Обожествляя природу, и поклоняясь небу, солнцу, горам, камням, деревьям и даже кустам, адепты этой религии считают весь окружающий мир храмом, а художественные садовые композиции – постоянно звучащей молитвой. Преклонение перед творениями природы достигало в Японии иногда такой силы, что при правителе Цунайоси за убийство ласточки отрубали голову.

Согласно “Нихонги” - историческим хроникам, составленным в 720 году первые искусственные сады были созданы в начале VII века. Дух синтоизма и дзен-буддизма искал воплощения в величественных и в то же время традиционно изысканных формах. А что может быть величественнее гор, обрамленных небом и облаками? Но естественные красоты природы были большей частью отдалены и поэтому недоступны для созерцания из дворцов, к тому же иногда сопровождались малохудожественными деталями. Одного из императоров, часто любовавшихся на гряду живописных холмов, раздражал хор лягушек из близлежащего озера. Ловушек выловили всех до единой и перенесли подальше, а само озеро засыпали, высадив на его месте бамбуковую рощу. Идея искусственного ландшафта витала в воздухе Японии. И в начале VII века мастер Мисико-на-Такуми разбил на территории Южного дворца императрицы Суйко сад с холмом, символизирующем священную гору Сумэру. Несколько лет, пока создавался сад, никто, кроме самого мастера и его помощников, не мог под страхом жестокого наказания не только войти, но и заглянуть в него. Даже любимую кошку художника выпускали гулять только ночью, чтобы она не могла видеть сад. Согласно легенде, окончив работы Мисико-на-Такуми ушел на несколько дней в горы, а возвратившись, поднялся с учениками на холм и, достав из дорожной сумки небольшой камень, положил его на землю. “Все” - сказал художник и удалился. Это был последний штрих гениального мастера.

Законченный сад привел в восхищение императрицу естественной красотой и пронизывающей его светлой духовностью. Архитектоника была настолько продумана и причудлива, что включала даже отражение окружающих гор в искусственном озере. В ранних сумерках, позолоченные заходящим солнцем, они создавали на глади воды яркую картинку в раме приозерных деревьев. Великолепие нового сада во дворце императрицы оценили богачи и воспели поэты.

Деревья и холмы прекрасны
даже ночью,
Когда с горы Сумэру диск луны
спадает в волны.

Искуственные ландшафты вошли в моду, а потом и в повседневную жизнь японцев.

За сотни лет, прошедшие с тех пор, сады появились в каждом уголке Японии и стали не только местом для прогулок и любования природой, но и духовным прибежищем людей. Здесь молились монахи и медитировали философы, размышляли ученые и рисовали художники, сочиняли литераторы и наслаждались поэты.

В современной Японии десятки старинных садов стали меккой для туристов. Самый из всех – сад камней в храме Реандзю, расположенный недалеко от древней столицы Киото. Считается, что его создателем был монах Соами, выразивший при помощи сада свое понимание дзенского просветления. На небольшой прямоугольной площадке, покрытой мелким белым гравием, композиция из пятнадцати камней. Они расположены так, что с какой бы точки вы на них не смотрели, вы видите всегда только четырнадцать. Првда писатель Константин Симонов, побывавший здесь насчитал целых шестнадцать. Видимо так велико было его потрясение. Каждый, кто даст себе труд неспешно вглядеться в эту композицию, может в зависимости от своего воображения самостоятельно судить о замысле Соами. Острова в океане, облака или горные вершины? А может быть, нечто совсем отвлеченное? Недосказанность, эфемерность, намек – душа дзенского искусства.

Кстати, стоимость этой “эфемерности” очень конкретна, хотя, естественно ни один камень из сада Реандзю не продается. Вся композиция в целом и отдельные группы камней застрахованы на астрономические суммы в десятки миллионов йен. И не столько от краж – за четыре века попыток украсть массивные “драгоценности” не было, - сколько от различных стихийных бедствий, включая падение метеорита и даже летательного аппарата на сад. Правда, в случае утраты какого-либо из камней потеря будет невосполнима. Ведь их ценность в первозданности, особой патине, которой сотни миллионов лет.

Именно поэтому подобные камни так ценятся в Японии. Фирмы, специализирующиеся на создании искусственных ландшафтов, ищут их по всему миру, так как в самой Японии подходящих камней почти не осталось. Цена этих многотонных “украшений” в зависимости от отдаленности “места рождения” и живописности варьируется от 2-3 до нескольких десятков тысяч долларов. Стоимость же “легендарных” камней, имеющих свою генеалогию, восходящую к средним векам доходит до миллиона долларов. Такие камни, как любые ценные произведения искусства, имеют, помимо родословной сертификат подлинности, хотя подделать уникальный камень невозможно. Эти камни передаются по наследству как семейные реликвии и отдаются в приданное, их дарят любимым женщинам и даже закладывают в банке. Они, подобно фамильным коллекциям европейской живописи, свидетельствуют о знатности, богатстве и изысканном вкусе владельцев.

Кроме довольно многочисленных “каменных” садов встречаются более редкие, в которых господствует какой-нибудь другой декор – бамбук, мох или песок. Самый известный сад мха был создан в XIV веке мастером Сосэки Мусо в храме Сайходзю. Композиция из пятидесяти видов мха завораживает зрителей переходом оттенков от золотисто-зеленого к коричневому и почти черному. Кстати, попасть в этот сад праздному туристу непросто. Кроме того, что здесь очень высокая плата за вход, войти в храм можно только переписав буддийскую сутру. Монахи, некогда установившие это правило, верят, что увидеть уникальную игру художника с природой могут только те, кому это действительно предназначено судьбой.

В Японии огромное количество искусственных садов. Кроме старинных ландшафтных заповедников, существующих сотни лет здесь множество “новорожденных”. Каждая гостиница высокого класса или офис крупной компании вводят в интерьер “живые картины”. Вы можете лежать в ванной в своем номере и любоваться отражением облаков в крошечном озере в двух метрах от вас. Или участвовать в обсуждении деловых вопросов в зале совещаний фирмы под журчание небольшого водопада и шелест миниатюрной бамбуковой рощи.

 

Сегодня сад для японцев не просто украшение быта, но и жизненный компонент, без которого уже невозможно духовное существование нации. К сожалению, в отличие от других видов классического искусства он не стал пока статьей культурного экспорта. А ведь эстетика и философия японского сада, перенесенные на “почвы” других культур, могли бы без преувеличения преобразить облик планеты, задыхающейся в уродливом урбанистическом панцире.

Поэтому не спешите пройти мимо придорожного камня. Остановитесь и взгляните на него. И, может быть, вы увидите то, что видел в камнях монах и поэт Соами: скромное обаяние вечности.

Источник: ГЕО
  

<<НазадОглавлениеДалее>>

Япония

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи

Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга
Отправить письмо



Рейтинг@Mail.ru
~