Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
ЯПОНИЯ

<<НазадОглавлениеДалее>>

Япония

 
Чайная церемония: неспешное понимание гармонии мира


    

Чайная церемония — самое полное и совершенное выражение японской эстетики, — по крайней мере, того ее аспекта, который связан с доктриной буддизма. В ней соединилась медитативность дзэн и эстетические идеалы ваби (эстетико-моральный принцип, провозглашающий прелесть тихой, безмятежной жизнью, свободной от мирских забот; подразумевает строгую, простую красоту и глубокую успокоенность сознания) и саби (эстетическая концепция, находящая особую прелесть в старине, простоте, покое, одиночестве).

По-японски чайная церемония называется "тя-но ю" (буквально "чайный кипяток"), а если речь идет о чайной церемонии как об искусстве, то используется термин "садо" ("путь чая"). "До" ("путь") отображает особую природу японских искусств, для овладения которыми требуется не только изучение теории и практики, но и достижение особого состояния сознания ("кадо" —икэбана, "сёдо" — каллиграфия, а также боевые искусства — дзюдо, каратэ-до и т.д.). Чайная церемония — самое трудное из этих искусств с точки зрения иностранца. Для многих, в принципе непонятно, каким образом в ранг искусства можно возводить заваривание и питье чая. Собственно, немногие вообще удосуживаются посетить настоящую чайную церемонию. А если все-таки удосуживаются, то неудобства, испытываемые при длительном сидении на татами в сэйдза, и непривычный вид и вкус чая (по впечатлениям некоторых — нечто вроде зеленой мыльной пены) не дают им прочувствовать подлинную красоту церемонии.

Для того, чтобы искренне наслаждаться чайной церемонией, нужны привычка, доскональное знание правил поведения и определенные познания в восточной философии. В общем, привычка и определенный набор знаний требуются и для того, чтобы начать ценить некоторые виды европейского искусства — к примеру, классическую оперу или абстракционистское направление в живописи. Другое дело, что к их восприятию наша культура подготавливает нас все-таки в большей степени, чем к восприятию чайной церемонии.

Доскональное знание правил поведения просто необходимо потому, что чайная церемония подразумевает восприятие не зрителя, а участника. Она почти в равной степени творится усилиями хозяина и гостей. Собственно, если "аудитория" неподготовлена, то чайная церемония превращается в некое мини-шоу, демонстрацию — и в значительной степени теряет свое значение.

Теперь о понимании восточной философии. Прежде всего, надо отвлечься от сидящей у нас в крови ориентированности на результат. Наслаждайтесь процессом. Не ищите подтекста — учитесь просто видеть красоту в каждом движении. Расслабьтесь и почувствуйте, что находитесь здесь и сейчас. Опять-таки, для того, чтобы оценить чайную церемонию, нужно понимать японскую эстетику. Сумейте увидеть красоту в неглазированной керамической чашке неправильной формы, в скромных стебельках полевых цветов, стоящих в токонома, в бамбуковом ковшике, в тесном чайном домике из некрашеного дерева... Это, увы, удается не всем, — точно так же, как не все видят красоту императорского дворца или замка сёгунов в Киото (по отзывам некоторых там пусто и неуютно, а вот в наших дворцах...)

История чайной церемонии началась с Бодхидхармы, который по традиционной буддийской версии явился в Китай около 520 г. и основал учение чань (дзэн). Кроме прочих его заслуг, легенда приписывает Бодхидхарме создание чайного куста: как-то раз, сидя в медитации, он почувствовал, что засыпает, и так рассердился, что вырвал себе ресницы (по другой версии — веки) и отбросил их прочь. Они при этом превратились в чайный куст, и с тех пор дзэнские монахи употребляют чай как средство против сонливости. Постепенно (здесь мы уже переходим из области легенд в область истории) в буддийских монастырях развился целый ритуал питья чая. Причем уже тогда чай растирали в пудру, но после этого смешивали с кипятком в чайнике и только тогда разливали по керамическим чашкам вроде пиал.

Правда, если строго придерживаться истории, а не легенд, то родоначальником чайной церемонии следует считать не Бодхидхарму, а Лао-цзы, а временем ее рождения — не VI век нашей эры, а V до нашей эры. Тогда Лао-цзы изобрел некий ритуал с чашкой некого "золотого эликсира" — что такое "золотой эликсир", мой источник, к сожалению, умалчивает. Этот ритуал существовал в Китае до нашествия монголов, а затем превратился в простое заваривание подсушенных чайных листьев.

В начале 6-ого века буддизм проник в Японию, а с ним — и культура пития чая. Сам чайный ритуал был завезен позднее, в начале периода Камакура (1185—1333), буддийским священником по имени Эйсай. Ритуал, привезенный им, был уже ближе к известной нам чайной церемонии, поскольку подразумевал, что чай взбивается непосредственно в чашках. Назывался он "ёцугасира". Кроме того, Эйсай привез семена чайного куста, — дикий чай, росший в Японии, считался не таким изысканным, так что большая часть чая, который произрастает в Японии сегодня, произошла от того чая, что привез Эйсай. Постепенно чайная церемония стала распространяться среди мирян — в первую очередь, конечно, аристократии и самураев. Затем к делу подключились и богатые торговцы. Из них происходил Такэно Дзё, знаменитый мастер чайной церемонии.

Ключевая фигура в истории чайной церемонии — Сэн-но Рикю (1522-91). Именно он фактически сделал ее такой, какой мы ее знаем. Он начал использовать скромную японскую утварь вместо дорогой китайской. Кроме того, Сэн-но стал заваривать чай в той же комнате, в которой сидели гости (раньше это делали в другой комнате). Да и многие из других правил тоже ввел он: определил размер чайного домика в 4 с половиной татами (ок. 7,3 кв. м), разработал его дизайн. Кроме собственно чайной церемонии, Сэн-но Рикю был мастером икэбаны и стал родоначальником нового направления — "нагэирэ" (вброшенные цветы). Композиции именно этого направления стали использоваться для украшения чайного домика. Сэн-но Рикю изображен на воротах храма Дайтокудзи в Киото. Эта честь и принесла мастеру гибель: Тоётоми Хидэёси, второй из объединителей Японии, страшно разгневался, узнав, что прошел под Рикю, входя в храм, и приказал ему совершить харакири. После смерти Рикю чайная церемония продолжала развиваться и живет по сей день.

В Японии эпохи Эдо знание чайной церемонии было обязательным для образованного человека, — даже сёгуны занимались ею. Ее изучение входит в программу образования гейши. Да и вообще, популярность чайной церемонии не падает. Правда, если раньше чайной церемонией занимались, прежде всего, мужчины, то теперь большинство мастеров — женщины. Существует много школ чайной церемонии, у каждой из которых свои правила, свои предпочтения в выборе стиля утвари и т.д. Наиболее известные мастера — Ура Сэнкэ, Омотэ Сэнкэ, Мусякодзи Сэнкэ, Кобори Энсю, Ябуноути, Сохэн и другие.

Источник: www.mignews.com
  

<<НазадОглавлениеДалее>>

Япония

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи

Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга
Отправить письмо



Рейтинг@Mail.ru
~