Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
ДРЕВНИЙ РИМ

<<НазадОглавлениеДалее>>

Древний Рим

 
Империя и христианство

Появление в городах восточных провинций империи новых религиозных групп было замечено довольно поздно. Христиан первоначально отождествляли с иудеями, а их споры с иудейскими ортодоксами воспринимались как очередные конфликты внутри иудаизма. Местные власти обращали внимание на христиан только тогда, когда христианские проповеди или споры с иудеями могли повлечь за собой общественные беспорядки.

Представители провинциального управления относились к выступлениям христианских проповедников по-разному в зависимости от ситуации: в городе Филиппы на Павла и его спутников поступил донос как на иудеев, и они подверглись бичеванию, их посадили в темницу, затем отпущены. В других городах власти поступали иначе. Так, в Фессалониках архонты этого города отпустили нескольких христиан, которых привели к ним для расправы местные иудеи. Характерно, что в этом случае обвинение, выдвинутое против христиан, было чисто политическим: они, якобы, не слушаются повелений императора и говорят, что есть другой царь – Иисус. Но, по-видимому, для должностных лиц македонского города представление о царе Иисусе, имя которого они слышали впервые, показалось такой нелепостью, что они удовлетворились объяснениями, данными христианами, и сочли, что конфликт носит чисто религиозный характер. Примерно таким же образом поступил и наместник греческой провинции Ахайя Галлион, когда иудеи привели к нему Павла, наместник даже не стал разбирать дело. Особая ситуация была в Палестине. Там религиозные распри в любой момент грозили перейти в выступление народных масс, готовых слушать любого, кто объявлял себя мессией. В Палестине римские власти старались держать под наблюдением все религиозные споры. Решения там диктовались тем, что любой инцидент мог перерасти в открытое возмущение иудеев, направленное не только против отступника, но и против самих римлян.

Для римских властей на местах христиане были всего лишь одной из многих существовавших в ту пору религиозных групп и интересовала власти только степень их лояльности. Вероятно, такова же была и позиция императоров, когда до них доходили какие-то сведения об очередных религиозных распрях.

Под своим именем христиане появляются у римских писателей в связи с пожаром Рима при императоре Нероне. В 64 г. в Риме вспыхнул грандиозный пожар, от которого особенно пострадали бедные кварталы. После пожара стали ходить упорные слухи, что поджог города был совершён по приказанию императора, который хотел на месте сгоревших домов построить новые роскошные здания. Как пишет Тацит, пресечь эти слухи было невозможно “ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам”. Тогда Нерон решил “найти виновных” и обвинил в поджоге христиан, которые, по словам Тацита, навлекли на себя “своими мерзостями” всеобщую ненависть. Выбор христиан в качестве виновников пожара отнюдь не свидетельствует об их многочисленности, как склонны думать некоторые исследователи. Император выдал на растерзание разъярённому плебсу сравнительно небольшую группу людей, которые были чужаками в Риме и за которыми не стояла сколько-нибудь значительная социальная или этническая группа, а следовательно, можно было не опасаться выступлений в их защиту в провинциях. Решение обвинить в поджоге Рима христиан было вызвано не принципиальной борьбой с христианством, а тем, что эта малоизвестная группа оказалась наиболее удобной в качестве “козла отпущения”.

В переписке Плиния с императором Траяном первый оказывается в затруднении, не зная, как поступать с людьми, обвинёнными в христианстве. Расследования по делам о принадлежности к христианству были ещё столь редки, что Плиний даже не знал, как они проводятся. И наказывал он не за принадлежность к христианству, а за неповиновение имперским установлениям и обычаям.

В течение II в. на христиан стали обращать больше внимания: у одних они вызывали сочувствие, у других негодование. То в одном, то в другом городе вспыхивали выступления против христиан, периодически они подвергались преследованиям. Эти преследования носили, как это видно на примерах преданий о галльских и североафриканских мучениках, локальный характер.

Пока среди христиан преобладали вольноотпущенники и рабы, их неучастие в общественной жизни было не очень заметным. Но со второй половины II в. отрицательное отношение христиан к государственным должностям, а затем и к службе в армии стало определённой проблемой. В связи с тем, что христиане становятся более заметными, во II в. появляется и критика христианства, которая в большинстве своём, к сожалению, дошла до нас только в пересказе или цитатах христианских писателей. Христианство в этих произведениях противопоставляется античной философии и образованности. Цельс, например, противопоставляет веру христиан философским учениям античности и старается показать нелепость христианских догматов. Образованные люди того времени, писатели, философы выступали вообще против распространившихся суеверий, тайных религиозных обществ. Лукиан высмеивал различных лжепророков и проповедников гораздо язвительнее, чем христиан. Таким образом, христианство воспринималось лишь как одно из многих вредных суеверий, с которым, однако, уже необходимо было бороться.

Христиане отвечали своим языческим оппонентам не менее активной критикой. Они, в свою очередь, нападали ни их богов: христианские апологеты утверждали, что этих богов выдумали древние поэты. Острой критике подвергались со стороны христианских писателей нравы и этические нормы римского общества. Очень резко выступали христиане против гладиаторских боёв.

Во второй половине II в. участились случаи преследования отдельных христианских проповедников и групп христиан.

В провинциях, где порою трудно было сдержать сдержать недовольство народа, страх перед христианами был сильнее. Император Север (начало III в.) издал для Египта особое распоряжение о запрещении обращаться в христианскую и иудейскую веру. В Египте религиозные лозунги этих вероисповеданий использовались для выступлений против властей; кроме того, сторонники ряда христианских сект уходили в пустыни, в горные местности, образуя изолированные общины или просто ведя отшельническую жизнь, что отрицательно сказывалось на экономической и общественной жизни провинции. Однако преследования не исключали проявления интереса и даже сочувствия к христианству и отдельным его сторонникам. Всё это было не случайно: императоры и их окружение ощущали потребность в новых культах, которые сплотили бы население империи и освятили императорскую власть, чего не мог сделать слишком официозный, лишенный живой веры культ императора.

В период кризиса III в., сказавшегося на всех сторонах экономической и политической жизни империи, происходят изменения в отношении императоров к христианству. Этот кризис совпал с укреплением церковной организации христиан и, в известной мере, даже способствовал ей, росло богатство церкви. Эта организация стала казаться императорам, пришедшим к власти с помощью армии, не уверенным в прочности своей власти опасавшимся непрерывных заговоров и выступлений, . Христианство в III в. начинает распространяться и среди солдат; многие из них, приняв христианство, продолжали службу в армии, поскольку эта служба была единственным источником их существования. Церковь оказалась раньше подготовленной к союзу с государством, чем империя к союзу с христианской церковью. С середины III в. начинаются официальные гонения, специально против христиан.

Первым гонения начал император Деций (с 249 г.), стремившийся поправить свой нестабильное положение на престоле и восстановить порядок в империи. Именно после гонений Деция возникла проблема “падших”, т.е. тех, кто отрёкся от христианства. Но гонения продолжались недолго – Деций правил всего два года; он погиб в битве с германским племенем готов. Новая полоса гонений наступила при императоре Валериане, занявшем престол спустя два года после смерти Деция. Валериан выступал прежде всего против церковной организации. Эдиктом 257 г. епископам и другим христианским служителям было запрещено совершать богослужение; им предписывалось публично принести жертвы римским богам; христианам запрещалось устраивать собрания. Валериану было важно остановить распространение новой религии и очистить аппарат управления и армию от сомнительных элементов. Но это меры к сколько-нибудь ощутимым результатам не привели. Сын Валериана Галлилен, вынужденный непрерывно отбиваться от натиска варваров, отменил гонения, возвратил ссыльных. Галлилен был одним из первых императоров, проявивших веротерпимость к христианам. Однако христианам предстояло пережить ещё одно и, пожалуй, самое жестокое гонение. В 284 г. императором стал Диоклетиан, сын далматинского вольноотпущенника, выдающийся политический деятель, человек несгибаемой воли и энергии. Диоклетиан требовал, чтобы ему оказывались божеские почести. Чувствуя свою силу, он решил расправиться с теми религиозными течениями, которые, по его мнению, могли составить оппозицию его личному культу. В 303 г. он издал постановление, запрещавшее по всей империи христианские богослужения. Церковные здания сносились, имущество христиан конфисковывалось. Из армии и госаппарата были изгнаны все люди, подозревавшиеся в принадлежности к христианству, многие были казнены, христианские книги сжигались. Репрессии, направленные на христиан, при всей своей массовости не принесли желаемого результата. Напротив, преследования со стороны всесильного императора вызывали сочувствие к христианам. Церковь к тому времени была достаточно организована, чтобы спасать свои книги, обеспечивать убежище скрывшимся, оказывать помощь пострадавшим и их семьям. Никакой альтернативы христианству как идеологии Диоклетиан противопоставить не мог. В 305 г. Диоклетиан отрёкся от власти, а в 311 г. один из его преемников, Галерий, вынужден был преследования отменить.

Через два года после прекращения гонений Галерием двое правителей Константин и Лициний в разгар борьбы за единоличную власть приняли постановление, легализирующее христианскую церковь (Миланский эдикт). Христианство начинает приобретать решающее значение в идеологической жизни империи, а христианская церковь постепенно превращается в церковь господствующую. Константин покровительствовал христианской церкви, так как понял, что именно такая религиозная организация может оказать ему более существенную поддержку, чем не связанное между собой жречество многочисленных античных божеств. Последнюю попытку противостоять христианству сделал император Юлиан – трагическая фигура поздней античности.

В 360 г. армия провозгласила Юлиана императором, а через год после смерти Констанция, сына императора Константина, он стал правителем всей огромной державы. Юлиан сразу же объявил о своей приверженности древнему культу. Будучи образованным человеком, он увлекался неоплатонизмом и пытался противопоставить его в качестве своеобразного религиозно-философского учения христианству. Но Юлиану не суждено было довести свои реформы до конца: он погиб в битве с персами, процарствовав всего два с половиной года.

Последующие императоры уже без исключения поддерживали христианство. В конце IV в. император Феодосий издал указы, запрещающие всякое отправление языческих культов. Храмы были разрушены, имущество их было конфисковано, а земельные владения переданы христианским церквям. Теперь христианская толпа начала устраивать погромы, но церковь преследовала не только язычников, ортодоксальные епископы продолжали преследовать всех, кто не разделял принятый на Никейском соборе символ веры.

В 419 г. на соборе в Карфагене был окончательно утверждён список книг Нового завета, а затем в Восточной Римской империи был определён и список христианских сочинений, которые объявлялись отрешёнными, т.е. “запрещёнными”. В течение IV в. происходило дальнейшее укрепление церковной организации и официальное оформление церковной иерархии. В руках церкви скапливаются огромные богатства. К началу V в. она становится крупнейшим землевладельцем за счёт конфискованных владений языческих храмов, покупки земли и дарений.

В 395 г. Римская империя была формально разделена на две части – Западную и Восточную. Восточная Римская империя (Византия), более богатая и меньше подвергавшаяся опустошительным набегам варваров, просуществовала ещё почти тысячу лет. Судьба Западной империи была иной. Уже в 410 г. племя готов вторглось в Италию. Готы захватили и разграбили Рим. А в 455 г. Рим подвергся новому разгрому, на этот раз от племени вандалов. На месте Западной Римской империи возникли королевства варваров. На Востоке сильной императорской власти удалось подчинить себе церковь, которая стала важнейшей идеологической опорой этой власти. На Западе церковь пережила империю. После образования варварских государств западная церковь стала поддерживать королей-христиан, постоянно заботясь об укреплении не только идеологического, но и политического влияния.

 

Таков был сложный путь, который прошли христианские организации в течение четырёх веков, превратившись из маленьких общин-экклесий, гонимых и презираемых, в могущественную церковь, с которой вынуждены были считаться правители империй и королевств.
    

Источник: И.С. Свенцицкая “Раннее христианство: страницы истории”, Москва, Издательство политической литературы, 1987.
Материал: Трубачев Николай
  

<<НазадОглавлениеДалее>>

Древний Рим

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи

Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга
Отправить письмо



Рейтинг@Mail.ru
~