Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
ШУМЕР и АККАД

<<НазадОглавлениеДалее>>

Шумер и Аккад


Месопотамские божества и мифологические существа

Адад, бог бурь, в Шумере был известен под именем Ишкур, арамеи называли его Хадад. Как божество грозы обычно изображался с молнией в руке. Поскольку земледелие в Месопотамии было орошаемым, Адад, распоряжавшийся дождями и ежегодными разливами, занимал важное место в шумеро-аккадском пантеоне. Он и его супруга Шала особенно почитались в Ассирии. Храмы Адада существовали во многих крупных городах Вавилонии.

 

Адапа, главный персонаж мифа о смертности человека. Адапа √полубог-получеловек, создание бога Эа, однажды во время ловли рыбы был застигнут бурей. Его лодка опрокинулась, и он оказался в воде. Разгневавшись, Адапа проклял бога бурь, в результате чего море в течение семи дней было спокойным. Для объяснения своего поведения он должен был предстать перед верховным богом Ану, но смог с помощью Эа умерить его гнев, заручившись поддержкой двух божественных заступников, Таммуза и Гильгамеша. По совету Эа Адапа отказался от предложенных ему Ану еды и питья. Ану же таким образом хотел превратить его полностью в божество и лишить Эа такого удивительного создания. Из отказа Адапы Ану заключил, что тот в конечном счете √ только глупый смертный и отправил его на землю, однако решил, что он будет защищен от всех болезней.

 

Ану(м), аккадская форма имени шумерского бога Ана, означающая ⌠небо■. Верховное божество шумеро-аккадского пантеона. Он √ ⌠отец богов■, его владение √ небо. Согласно вавилонскому гимну творения ⌠Энума элиш■, Ану произошел от Апсу (первоначальной пресной воды) и Тиамат (моря). Хотя Ану поклонялись во всей Месопотамии, его особенно почитали в Уруке (библейском Эрехе) и Дере. Супругой Ану была богиня Анту. Его священное число √ 6.

 

Ашшур, главный бог Ассирии, как Мардук √ главный бог Вавилонии. Ашшур был божеством города, с древнейших времен носившего его имя, и считался главным богом Ассирийской империи. Храмы Ашшура назывались, в частности, Э-шара (⌠Дом всемогущества■) и Э-хурсаг-галь-куркура (⌠Дом великой горы земли ■). ⌠Великая гора■ √ один из эпитетов Энлиля, перешедший к Ашшуру, когда он превратился в главного бога Ассирии.

 

Даган, по происхождению немесопотамское божество. Вошел в пантеоны Вавилонии и Ассирии во время массового проникновения западных семитов в Месопотамию ок. 2000 до н.э. Главный бог города Мари на Среднем Евфрате. В Шумере в его честь был назван город Пузриш-Даган. Имена царей севера Вавилонии династии Иссина Ишме-Даган (⌠Даган услышал■) и Иддин-Даган (⌠данный Даганом■) свидетельствуют о распространенности его культа в Вавилонии. Один из сыновей царя Ассирии Шамши-Адада (современника Хаммурапи) был назван Ишме-Даганом. Этот бог почитался филистимлянами под именем Дагон. Храм Дагана раскопан в Рас-Шамре (древнем Угарите) в Финикии. Супругой Дагана считалась Шала.

 

Эа, один из трех великих шумерских богов (два других √ Ану и Энлиль). Первоначальное его имя √ Энки (⌠господин земли■), но, чтобы избежать путаницы с Энлилем, чьим владением также была земля, его стали называть Эа (шумер. ⌠е■ √ ⌠дом■, а ⌠э■ √ ⌠вода■). Эа тесно связан с Апсу, олицетворением пресных вод. Из-за важности пресной воды в религиозных ритуалах Месопотамии Эа считался также богом магии и мудрости. В ⌠Энума элиш■ он √ создатель человека. Культ Эа и его супруги Дамкины процветал в Эриду, Уре, Ларсе, Уруке и Шуруппаке. Его священное число √ 40.

 

Энлиль, вместе с Ану и Энки, один из богов главной триады шумерского пантеона. Первоначально он √ бог бурь (шумер. ⌠ен■ √ ⌠господин■; ⌠лиль■ √ ⌠буря■). По-аккадски он назывался Белом (⌠господин■). Как ⌠господин бурь■ он тесно связан с горами, а значит и с землей. В шумеро-вавилонской теологии Вселенная делилась на четыре главных части √ небо, землю, воды и подземное царство. Боги, властвовавшие над ними, √ соответственно Ану, Энлиль, Эа и Нергал. Энлиля и его супругу Нинлиль (⌠нин■ √ ⌠госпожа■) особенно почитали в религиозном центре Шумера Ниппуре. Его священное число √ 50.

 

Энмеркар, легендарный царь Урука и герой шумерского мифа. Желая завоевать богатую страну Аратту, обратился за помощью к богине Инанне. Следуя ее совету, послал вестника правителю этой страны, требуя его подчинения. Основная часть мифа посвящена отношениям между двумя правителями. В конце концов Аратта дала Энмеркару сокровища и драгоценные камни для храма богини Инанны.

 

Этана, легендарный тринадцатый царь города Киша. Не имея наследника престола, пытался добыть ⌠траву рождения■, произраставшую на небесах. Этата спас орла от напавшей на него змеи, и в благодарность орел предложил донести его на его своей спине до неба. Конец этого мифа утрачен.

 

Гильгамеш душит двух чудовищ.

Гильгамеш, мифический правитель города Урука и один из самых популярных героев месопотамского фольклора, сын богини Нинсун и демона. Его приключения описаны в длинном сказании на двенадцати табличках; некоторые из них, к сожалению, полностью не сохранились. Буйный правитель Урука и грубое создание богини Аруру, Энкиду, созданный, чтобы противостоять Гильгамешу, стал его другом после того, как поддался чарам одной из урукских блудниц. Гильгамеш и Энкиду совершили поход против чудовища Хумбабы, хранителя кедрового леса на западе, и победили его с помощью солнечного бога Шамаша. Богиня любви и войны Иштар обиделась на Гильгамеша, после того как тот отверг ее любовные притязания, и попросила своего отца, верховного бога Ану, наслать на двух друзей огромного быка. Гильгамеш и Энкиду сразили быка, после чего стали насмехаться над Иштар. В результате святотатства Энкиду умер. Впав в отчаянье из-за потери друга, Гильгамеш отправился на поиски ⌠тайны жизни■. После долгих скитаний он нашел растение, возвращающее жизнь, но в момент, когда Гильгамеш отвлекся, его похитила змея. В одиннадцатой табличке излагается история Утнапиштима, вавилонского Ноя.

 

Богиня Иштар. Древняя статуя.

Иштар, богиня любви и войны, самая значительная богиня шумеро-аккадского пантеона. Ее шумерское имя √ Инанна (⌠госпожа небес■). Она √ сестра бога Солнца Шамаша и дочь бога Луны Сина. Отождествлялась с планетой Венера. Ее символ √ звезда в круге. Как богиня войны часто изображалась сидящей на льве. В качестве богини физической любви была покровительницей храмовых блудниц. Ее считали также милосердной матерью, заступающейся за людей перед богами. В истории Месопотамии в различных городах ее почитали под разными именами. Одним из главных центров культа Иштар был Урук.

 

 

Мардук, главный бог Вавилона. Храм Мардука назывался Э-саг-ил. Храмовая башня, зиккурат, послужила основой для создания библейской легенды о Вавилонской башне. В действительности она называлась Э-темен-ан-ки (⌠Дом основания небес и земли■). Мардук был богом планеты Юпитер и главным богом Вавилона, в связи с чем он вобрал в себя признаки и функции других богов шумеро-аккадского пантеона. В нововавилонское время в связи с развитием монотеистических идей другие божества стали рассматриваться как проявления различных сторон ⌠характера■ Мардука. Супруга Мардука √ Царпаниту.

 

Набу, бог планеты Меркурий, сын Мардука и божественный покровитель писцов. Его символом был ⌠стиль■, тростниковый стержень, использовавшийся для нанесения клинописных значков на таблички из необожженной глины для написания текстов. В старовавилонское время он был известен под именем Набиум; его почитание достигло наивысшей точки в нововавилонской (халдейской) империи. Имена Набопаласар (Набу-апла-ушур), Навуходоносор (Набу-кудурри-ушур) и Набонид (Набу-на'ид) содержат имя бога Набу. Главным городом его культа была Борсиппа близ Вавилона, где находился его храм Э-зида (⌠Дом твердости■). Его супругой была богиня Ташметум.

 

Нергал, в шумеро-аккадском пантеоне бог планеты Марс и подземного мира. Имя Не-ири-гал по-шумерски означает ⌠Мощь великой обители■. Наргал воспринял также функции Эрры, первоначально бога чумы. Согласно вавилонской мифологии, Нергал сошел в Мир мертвых и отнял власть над ним у его царицы Эрешкигаль. Центром культа Нергала был город Кута близ Киша.

 

Нингирсу, бог шумерского города Лагаша. Многие из его атрибутов √ те же, что у общешумерского бога Нинурты. Он явился правителю Лагаша Гудеа и повелел ему построить храм Э-нинну. Его супруга √ богиня Баба (или Бау).

 

Нинхурсаг, богиня-мать в шумерской мифологии, известная также как Нинмах (⌠Великая госпожа■) и Нинту (⌠Госпожа, дающая рождение■). Под именем Ки (⌠Земля■) она первоначально была супругой Ана (⌠Неба■); от этой божественной четы родились все боги. Согласно одному мифу, Нинмах помогла Энки создать из глины первого человека. В другом мифе она прокляла Энки за то, что он съел созданные ею растения, но затем раскаялась и вылечила его от болезней, явившихся следствием проклятия.

 

Нинурта, шумерский бог урагана, а также войны и охоты. Его эмблема √ скипетр, увенчанный двумя львиными головами. Супруга √ богиня Гула. Как бог войны он весьма почитался в Ассирии. Его культ особенно процветал в городе Кальху.

 

Шамаш, шумеро-аккадский бог солнца, по-аккадски его имя означает ⌠солнце■. Шумерское имя бога √ Уту. Символ √ крылатый диск. Шамаш √ источник света и жизни, но также и бог справедливости, чьи лучи высвечивают в человеке все зло. На стеле Хаммурапи он изображен передающим царю законы. Главными центрами культа Шамаша и его супруги Айи были Ларса и Сиппар. Его священное число √ 20.

 

Син, шумеро-аккадское божество Луны. Его символ √ полумесяц. Поскольку Луна была связана с измерением времени, он был известен как ⌠Господин месяца■. Син считался отцом Шамаша (бога солнца) и Иштар, именовавшейся также Инанной или Нинсианной, богини планеты Венера. Популярность бога Сина на протяжении всей истории Месопотамии засвидетельствована большим числом имен собственных, элементом которых является его имя. Главным центром культа Сина и его супруги Нингаль (⌠Великой госпожи■) был город Ур. Священное число Сина √ 30.

 

Таммуз, шумеро-аккадский бог растительности. Его шумерское имя √ Думузи-абзу (⌠Истинный сын Апсу■) или Думузи, от которого происходит еврейская форма имени Таммуз. Культ Таммуза, почитавшегося под западносемитским именем Адонай (⌠Мой господин■) или под греческим Адонис, был широко распространен в Средиземноморье. Согласно сохранившимся мифам, Таммуз умер, сошел в Мир мертвых, был воскрешен и поднялся на землю, а затем вознесся на небо. Во время его отсутствия земля оставалась бесплодной, а стада пали. Из-за близости этого бога с миром природы, полями и животными его называли также ⌠Пастухом■.

Источник: www.krugosvet.ru

  

<<НазадОглавлениеДалее>>

Шумер и Аккад

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи

Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга
Отправить письмо



пЕИРХМЦ@Mail.ru
~