Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
ЦЕЙЛОН

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 3 из 3


Цейлон во II веке до н.э. - IV веке н.э.

Вся политическая история древнего Цейлона (II в. до н. э. — IV в. н. э.) была активно связана с борьбой за укрепление и отстаивание позиций буддизма на острове. Ассимиляция мигрантов из Индии с туземным населением заложила на рубеже нашей эры основы сингальского этноса. Сингальские правители и были, как правило, ревностными защитниками буддизма. В распоряжении буддийских храмов были богатые земли и другие сокровища, они обладали налоговым иммунитетом и имели огромный престиж среди местного населения. Однако бесконфликтность индийской иммиграции на самом деле только кажущаяся.

Близкая к Индостану северная часть Цейлона неоднократно подвергалась вторжению из Южной Индии пришельцев-завоевателей тамилов, вместе с которыми на Цейлон прибывали многочисленные индуисты. Индуизм начинал теснить буддизм, что вызывало постоянные конфликты. Новые волны мигрантов из Индии несли с собой и элементы буддизма махаянского типа, так что религиозная ситуация на Цейлоне становилась более сложной.

Крупнейшее вторжение произошло в середине II в. до н. э., когда тамилы из Чола захватили Анурадхапуру (Анурадхапура, с ее обилием буддийских храмов и монастырей, была столицей Цейлона вплоть до XI в.; когда она была захвачена южноиндийским государством Чолов, столица была перенесена в г. Полоннарува.), а на престоле Пихити воцарился тамил Елара. Но царь Рухуны Дутугамуну (101 — 77) изгнал тамилов и на время распространил свою власть на весь Цейлон. Около 29 г. до н. э. произошло нашествие тамилов из государства Пандья. Они были изгнаны только 14 лет спустя. Вследствие укрепления в дальнейшем государственной власти и упрочения внутреннего положения, Цейлон более четырех с половиной веков не подвергался крупным нашествиям из Индии. Отдельные нападения носили характер грабительских набегов. Цейлонцы сами также предпринимали набеги на Южную Индию, грабя побережье и приводя оттуда рабов.

Буддистская похоронная процессия.
Буддистская похоронная процессия.
     

Основным занятием населения было земледелие. В первые века нашей эры на севере и юге Цейлона была сооружена весьма развитая система искусственного орошения. О высоком уровне инженерного искусства древних цейлонцев свидетельствует то, что многие водохранилища и каналы (например, водохранилище Миннерия с водным зеркалом в 18 кв. км) используются и в настоящее время.

Значительного развития на Цейлоне достигло горное дело, добыча жемчуга и ремесла. Еще в первые века нашей эры в Индию, а через Индию в Европу, вывозились с Цейлона жемчуг, бериллы, сапфиры, хлопчатобумажные ткани и изделия из черепаховой кости. В значительных количествах добывалось золото. Внутренняя торговля едва ли была развита, так как собственных монет, по-видимому, не существовало.

Основой экономической и общественной структуры, как и в древней Индии, была община с очень широкими автономными правами. Власть царя еще не стала полностью деспотической и была ограничена собраниями знати. Престол царя переходил не к сыну, а к старшему в роду, что способствовало возникновению междоусобиц, бывших в государствах древнего Цейлона довольно частым явлением.

Храм Зуба. По легенде в этом храме хранится зуб самого Будды...
Храм Зуба. По легенде в этом храме хранится зуб самого Будды...

Цари не скупились на подарки буддийским монастырям, поскольку те пользовались большим политическим влиянием. Немалую долю в процесс обогащения этих религиозных заведений привносили и все больше закрепощаемые свободные общинники. Но даже всего влияния буддизма было недостаточно для усмирения народного гнева во времена частых бунтов.

Для правителей в некоторых случаях волнения населения были на руку, так как они направляли движение масс против своих конкурентов.

Первые века нашей эры показывают, что государства Цейлона были уже достаточно сформированными. Местные правители располагали достаточным военным и экономическим потенциалом для сопротивления попыткам южноиндийских царей подчинить их. Отражение стремления к полной независимости приняло форму религиозного движения. На Цейлоне буддизм сохранился в его ранней форме (хинаяна). Всякая попытка распространения буддизма в иной его разновидности (махаяны) решительно пресекалась.

Источник: История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0
       

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 3 из 3

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи

Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга
Отправить письмо



Рейтинг@Mail.ru
~